Полинезийские татуировки

В древней Полинезии  иметь татуировки позволялось только мужчинам. Затейливые орнаменты располагались  на груди, запястьях, языке, интимных частях тела в зависимости от социального статуса мужчины и положения, занимаемого им в племени.
Позднее татуировки появились и у женщин.

        Наиболее ярким традиционным стилем полинезийской татуировки является татуировочный стиль племени Маори, называемый «мокко», при котором татуировку наносят на лицо, превращая его в страшную маску посредством порезов, в которые специальным приспособление водилась краска. Техника нанесения мокко походила на резьбу по дереву и инструмент для нанесения такого тату был соответствующий -  похожий на долото или маленькую кирку с костяным зубчатым клинком. Это была своего рода пытка, которая переносилась полинезийцами со стоическим терпением, даже самозабвением, чтобы выглядеть потом настоящими мужчинами. Такие маски,  подчёркивая воинскую доблесть и воинственность их обладателей, имели целью устрашение врагов.
        
    На разных островах Полинезии имелись свои особенности стиля, техники нанесения, мест расположения татуировки  на теле. Однако, наличие общих черт существенно преобладает над различиями. Так, татуировка в Полинезии являлась не только средством  украшения тела, но была древнейшей традицией туземцев, носящей ритуальный характер и имеющей религиозное происхождение. Татуировки, являясь своеобразным средством  идентификации, удостоверения личности их владельца, представляли собой набор наиболее важных сведений о человеке  и  несли информацию о племени, в котором он родился, его статусе в племени,  роде, наиболее важных поступках, степени религиозности. Начинали наносить татуировки с момента полового созревания как юношей, так и девушек. Наличие татуировок,  было обязательно для каждого жителя островов. Нежелающих наносить татуировки ждало жестокое наказание. Любой, понимающий значение татуировок, мог прочесть по ним историю жизни их обладателя. Однако, количество рисунков на теле и места их расположения подчинялись жестким правилам в зависимости от статуса человека в туземном обществе. Так, иметь различные рисунки  по всему  телу могли себе позволить только высшие слои общества (вожди, жрецы), их  ближайшие родственники, либо представители богатых родов. При этом мужчины до самой смерти ежегодно увеличивали свои коллекции нательных рисунков, так, что к старости на их теле не было пустых мест. Людям, находившимся  внизу классовой ниши, позволялось иметь ограниченное количество татуировок. Обычно,  у простых полинезийских  женщин было  покрыто татуировками только лицо, и то не полностью, а только губы (их окрашивали  в черный цвет) и подбородок,   а у мужчин- рисунки на лицах и от пояса до колен.
    
       Процесс татуировки на островах Полинезии издревле являлся  ритуальным обрядом. Поэтому нанесением татуировок имели право заниматься исключительно только жрецы, в связи с чем они пользовались повсеместным уважением и за что получали щедрые подарки. Подвергшиеся этой процедуре должны были соблюдать разнообразные запреты и ограничения,  которые иногда распространялись на их родственников и соседей по деревне. Процедура нанесения татуировки происходила в специально построенных для этого домах с большим количеством помещений и по времени  мог длиться несколько месяцев, в течении которых  «пациенты»  не имели права покинуть эти дома. 
       
При этом, татуирование сопровождалось  разнообразными ритуалами и обрядами, проводившимися за стенами дома, жертвоприношениями божествам татуировки.  Не допускалось, чтобы в процессе татуировки хоть одна капля крови  пациента была потеряна, что достигалось особыми приемами татуировщика-жреца и свидетельствовало о  его высоком мастерстве.  Нательные тату обычно наносилось с помощью зубов акул, морских ракушек, рыбьих костей, костей альбатроса, твердых сортов дерева и только  с середины XIX века - металлическими инструментами.


          Полинезийская татуировка по технике исполнения  и  характеру рисунков очень близка с резьбой по дереву, исконным занятием местного населения. Поэтому она похожа на резные узоры, отличающиеся высокой степенью сложности и состоящие из разнообразных элементов, включающих спирали, волны, извивающиеся ленты, сходящиеся и расходящиеся линии, ломаные и прямые. Все элементы узора должны быть расположены на теле клиента  обязательно симметрично по отношению друг к другу.
          
        Полинезийская татуировка издавна интересовала европейцев, но  в связи  со сложностями получения образцов таких нательных узоров в более ранний период,  стала использоваться мастерами-татуировщиками только с первой половины XX столетия. В это же время на самих Полинезийских островах мастерство татуировки пришло в упадок, в чем в значительной мере повинны белые миссионеры, считавшие ритуал татуировки диким и языческим и предпринимавшие различные санкции для  его искоренения.       

         Влияние европейской культуры, повышение уровня жизни,  прекращение межплеменных войн, введение  системы образования и  общее изменение мировосприятия коренных народностей Полинезии привело к тому, что традиционная  татуировка утратила свой прежний смысл и воспринимается в наше время лишь как экзотическая достопримечательность в виде одного из течений так называемого племенного стиля татуировок.